Історія

Черновцы – центр одной из областей Украины и кафедральный город Черновицко-Буковинской епархии УПЦ. Совпадая территориально, область и епархия охватывают земли Северной Буковины.

Название «Буковина» произошло от буковых лесов, которыми изобилует здешний край. В X-XII вв. он входил в состав Киевской Руси. При образовании на Руси удельных княжеств, Северная Буковина стала частью Галицкого княжения. По данным археологов, во 2-й пол. XII в. на левом берегу р. Прут, на территории северо-западной окраины нынешних Черновцов, известной как Ленковцы, галицкие князья возвели крепость, вокруг которой вырос город и от которой доныне уцелели земляной вал и рвы. Есть предположение, что черный цвет этой крепости, построенной из земли и дубового дерева, дал повод к появлению названия «Черновцы». В кон. XII в. Галицкое княжество объединилось с Волынским, и Северная Буковина вошла в состав этого нового политического образования. Монгольское нашествие XIII в. положило конец истории крепости на левом берегу Прута. В 1345 г. венгры изгнали монгол из Северной Буковины и присоединили ее к своим владениям. В сер. XIV в. часть территории, подвластной венграм, была охвачена восстанием, которое привело к созданию Молдавского государства. В составе Молдавии оказалась и Буковина. 1-й раз название «Буковина» встречается в грамоте молдавского правителя Романа I от 30 марта 1392 г. В XIV-XV вв. на правом берегу Прута, почти напротив разоренной крепости, возник новый город Черновцы, упоминаемый в документах с 1408 г. Находясь на пути из Молдавии в Польшу, Черновцы стали важным торговым центром. С кон. XV в. город подвергался нападениям польских войск, в нач. XVI в. вместе со всей Молдавией был захвачен Турцией и в XVII в. пришел в упадок. В 1774 г. Буковину присоединила Австрия. В 1781 г. в Черновцах учреждается православная епископская кафедра, в 1786 г. австрийские власти объявляют город административным центром Буковины, в 1812 г. восточная часть Северной Буковины отошла к Российской империи. 1-я мировая война привела к распаду Российской и Австро-Венгерской империй, и в 1918 г. Северную Буковину заняла Румыния (по этой причине Буковинская епархия временно являлась частью Румынской Православной Церкви и с 1925 г. называлась митрополией Буковины и Хотина), а в 1940 г. край вошел в состав советской Украины.

В 1835-1873 гг. Буковинской епархией управлял епископ Евгений (Гакман) – самый известный архипастырь края. Он родился в 1795 г. в Северной Буковине, в cемье бедного крестьянина и в миру носил имя Евфимий. Фамилию Гакман, которая в переводе означает «пахарь», будущий владыка заимствовал у своего дяди – ученого монаха Игнатия. В числе лучших выпускников Черновицкой гимназии Евфимий был направлен епархиальным начальством на богословский факультет Венского университета. В годы студенчества Гакман обучал румынскому языку австрийского принца Фердинанда. В 1823 г. Евфимий принял монашество с именем Евгений, и был рукоположен в сан иеромонаха. Через несколько лет в Черновцах открылся Богословский институт, и о. Евгений стал его преподавателем. В период своей преподавательской деятельности он приобрел широкую известность. Его отличала большая эрудиция, он владел 5-ю языками. В 1835 г. о. Евгений удостоился сана епископа и получил назначение на Буковинскую кафедру. Во вверенной ему епархии владыка осуществил ряд полезных нововведений, улучшил материальное содержание духовенства, умножил число приходов и школ, добился передачи школ из-под опеки католической Церкви в ведение Буковинской епархии, обеспечил украиноязычным приходам возможность вести деловую документацию на родном языке и позволил им, при желании, совершать богослужение на церковно-славянском языке, ввел употребление украинского и молдавского языков в семинарии, открытой в 1828 г. при Богословском институте, развернул большое строительство каменных храмов, начал возводить новую резиденцию Буковинских владык, участвовал в организации культурно-просветительного общества «Русская беседа», готовил открытие Черновицкого университета, занимался благотворительностью. Нельзя не упомянуть об одном интересном случае из жизни архипастыря. В 1847 г. Черновцы посетил известный пианист и композитор Ференц Лист, на чьем концерте присутствовал и владыка Евгений. Прозвучавшая в обработке маэстро «Колмыйка» так понравилась Преосвященному, что он захлопал в ладоши и попросил Листа еще раз исполнить ее. В 1849 г. элита соседнего с Буковиной Семиградья, не добившись от Австрии гражданской автономии, стала ратовать за создание у себя церковной митрополии вне юрисдикции Карловацкого митрополита, который жил в подчиненной австрийцам части Сербии. При этом патриоты Семиградья считали Буковину будущей частью предполагаемой митрополии. Но владыка Евгений выступил против политизации церковной жизни и за равноправие Буковины и Семиградья в вопросе автономии. Стоя на этой позиции, владыка многие годы ходатайствовал о даровании Буковинской епархии статуса митрополии. В 1861 г. Буковина обрела гражданскую автономию, а владыка Евгений стал председателем краевого парламента. В 1872 г. в честь архипастыря назвали улицу возле построенного при нем кафедрального Свято-Духовского собора. В 1873 г. ходатайство о новом статусе епархии увенчалось долгожданным успехом: правительство объявило о наречении владыки архиепископом Черновицким и митрополитом Буковины и Далмации. Архипастырь выехал в Вену для принятия высокого сана, но по прибытии туда почувствовал себя плохо и в ночь на 13 апреля 1873 г. почил.

Кафедральный Свято-Духовский собор (Сошествия Св. Духа) в центре города возведен в 1844-1864 гг. заботой Буковинского епископа Евгения (Гакмана). При создании храма использован один из проектов петербургского Свято-Исаакиевского собора, не прошедший конкурс в Святейшем Синоде Русской Церкви, но подаренный Санкт-Петербургским митрополитом Серафимом (Глаголевским, †1843)  владыке Евгению при встрече в Свято-Троице-Сергиевой Лавре. Дорабатывал этот проект и руководил постройкой собора архитектор Фердинан Роелль. В 1869 г. архитектор Иосиф Главка переделал главный фасад храма и угловые башни колоколен. В 1873 г. в соборе был погребен почивший владыка Евгений (Гакман). В последующие годы была окончена отделка иконостаса, в 1892-1896 гг. храм расписал художник Карл Йобс с учениками. В 1961 г. собор закрыли, нижнюю часть росписей уничтожили. В кон. 1970-х гг. его использовали как склад бумаги. В это время храм стал свидетелем исповеднического подвига старого звонаря. Однажды вечером «пробудились» давно молчавшие колокола, и над городом полился звон. У ограды столпились люди. Прибыла и милиция. Двери собора оказались заперты. Тогда приехали пожарные – по пожарной лестнице на колокольню поднялись милиционеры. Звон замер. Спустя некоторое время из храма вывели пожилого человека. Люди недоумевали: хулиган или сумасшедший? А одна старушка сказала: «Я знаю его: он был звонарем в соборе». Тогда же, в кон. 1970-х, бумажный склад ненадолго сменила выставка промтоваров, после которой собор начали приспосабливать под художественный музей. При создании музея останки владыки Евгения тайно вывезли и перезахоронили в неведомом месте (о бывшем погребении в храме напоминает установленная в 1993 г. мемориальная доска). Музей открылся лишь в 1988-м, но уже в 1989 г. храм возвратили верующим. В 1997 г. окончена реставрация его росписей, кроме них удалось воссоздать и иконостас, в 2000 г. на колокольнях установлены новые колокола, в 2006 г. возле собора открыт памятник епископу Буковинскому Евгению (Гакману). Одна из улиц вблизи храма носит имя приснопамятного владыки.